Благодаря национальному проекту «Образование» к 2024 году не менее 70% обучающихся и педагогических работников образовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.

Согласно Приказу департамента образования Ярославской области от 29.07.2022 года №33-нп утверждено Положение о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций Ярославской области.

В основе деятельности наставника лежит восполнение того или иного образовательного дефицита наставляемого. 

  • Наставник оказывает педагогическую поддержку в преодолении тех или иных внешних барьеров, которые самостоятельно человек не способен преодолеть. Неготовность наставляемого самостоятельно преодолеть этот барьер названа «образовательным дефицитом». Общим признаком всех типов образовательных дефицитов является недостаток самостоятельности наставляемого.
  • В качестве внешнего барьера может выступать дефицит ресурсов для реализации собственных инициатив, отсутствие организационных или иных механизмов.
  • Когда внутренний образовательный дефицит будет восполнен, сопровождаемый будет самостоятельно преодолевать внешние препятствия. Соответственно конечным результатом деятельности наставника является обретение сопровождаемым способности к самостоятельным действиям, решению проблем, преодолению барьеров, самоуправлению процессами собственного развития, образования, адаптации, карьерного роста и т.д.

Таким образом, сущность деятельности наставника в нашем колледже включает педагогическую поддержку и устранение внутренних образовательных дефицитов сопровождаемых, т.е. создание условий для формирования у них готовности самостоятельно разрешать тот или иной тип социальных, образовательных или профессиональных проблем.

Более подробная информация доступна в программе внедрения наставничества ГПОАУ ЯО «Ярославского промышленно-экономического колледжа им. Н. П. Пастухова» и в презентации «Внедрение программы наставничества».

Нормативно-правовое информационно-методическое обеспечение внедрения системы наставничества

1. Методология.

Концепция развития наставничества в Российской Федерации (одобрена Решением президиума ФГБУ Российская академия образования от 29.06.2023)

2. Федеральный уровень:

Распоряжение Минпросвещения России от 25 декабря 2019 г. Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»

3. Региональный уровень:

Приказ департамента образования Ярославской области от 29.07.2022 № 33-нп «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области»

4. Локальный уровень:

Положение о системе наставничества педагогических работников ГПОАУ ЯО «Ярославский промышленно-экономический колледж им. Н.П. Пастухова»

Персонализированные программы наставничества

Кадровые педагогические ресурсы

Приказ о назначении наставника на период 2023-2024 учебный год

Приказ о назначении выплат наставникам на период 2023-2024 учебный год

Реестр наставников ГПОАУ ЯО ЯПЭК им. Н.П. Пастухова

Методические материалы

Реализация программы наставничества 2022-2023уч.г

Схема целевой модели этапов реализации программы наставничества

Наставничество в России от истоков к современности. Монография

Ссылки на полезные ресурсы:

1. Ресурсный центр наставничества «Орбита»

2. Академия наставников

3. Ладилова Н.А., Мишина И.А. Наставничество в России: от истоков к современности. – М.: ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», 2023. – 223 с. – ISBN 978-5-8429-1402-9

4. Наставничество педагогических работников. Зарубежный опыт наставничества

5. Клуб директоров. Тематические вебинары по наставничеству

6. Мир науки. Педагогика и психология World of Science. Pedagogy and psychology . Статья «Наставничество как механизм поддержки профессионального развития педагогов»

Новости

27 ноября в колледже прошёл Конкурс «Наставник года — 2024»!
Этот конкурс стал настоящим праздником педагогического мастерства, собрав талантливых наставников и вдохновлённых молодых педагогов. Благодаря их готовности делиться уникальным опытом работы, конкурс стал настоящим праздником наставничества.
В конкурсной программе приняли участие три наставнические пары:
Шестеркина Е.С. – Запруднов И.А., Маянцева Ю.В. – Комкова Е.М., Воронкова Л.Б. – Крылова В.И.
Каждая пара показала невероятное мастерство, делясь уникальными методами и идеями в двух конкурсных испытаниях: видеоролик «Формула профессионального мастерства» и Методический кейс «Ситуация успеха: технология достижения цели».
Наши 10 экспертов с большим вниманием оценивали выполнение конкурсных заданий, учитывая не только профессиональные навыки и методики, но и умение наставника находить подход к молодому педагогу, вдохновлять и быть надёжной поддержкой.
В номинации «Наставник года» победитель – Шестеркина Елена Сергеевна, наставляемый – Запруднов Илья Алексеевич.
В номинации «Лучшая наставническая пара» победила наставническая пара Маянцева Юлия Владимировна – Комкова Евгения Максимовна.
«Приз зрительских симпатий» взяла Крылова Виктория Ильинична с наставником Воронковой Ларисой Борисовной.

18 ноября 2024 года в рамках «Школы молодого педагога» методисты Кузнецова Н.В., Любимова Н.С. и Смирнова А.В. провели семинар-практикум «Методическая работа преподавателя колледжа: разработка рабочей программы дисциплины/модуля». На занятии молодые педагоги отрабатывали навык написания рабочей программы, а именно: работа с типовыми шаблонами; использование учебно-нормативной документации; поиск нужной информации в сетевых ресурсах. С помощью специально разработанного к занятию чек-листа педагоги проверили уже имеющиеся программы на наличие несоответствий, тем самым закрепив знания о структуре программы и требованиям к ее написанию.  

31 октября в рамках Школы корпоративного обучения и реализации программы наставничества была проведена творческая лаборатория «Стратегии личностного роста преподавателя XXI века».
Перед молодыми преподавателями поставили следующие задачи: рассмотреть актуальные тенденции в образовании и требования к педагогам 21 века; исследовать ключевые навыки, необходимые для личностного роста и успеха; разобрать примеры и кейсы, как применять стратегии на практике.
На занятие были приглашены спикеры, готовые поделиться своим опытом и знаниями с начинающими коллегами. Чернышева Анна Васильевна, преподаватель кафедры профессионального цикла специальности 15.02.14, представила свой успешный опыт прохождения аттестации на первую квалификационную категорию. Смирнова Людмила Сергеевна, старший методист Центра развития профессионального образования ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», рассказала о методическом объединении «Клуб молодых педагогов ПОО Ярославской области» и о возможности прохождения курсов повышения квалификации на базе ИРО. Заместитель директора по УР, Козенкова Инесса Ивановна, сказала напутственное слово и пожелала начинающим педагогам удачи на их профессиональном пути.
Участники творческой лаборатории проявили большой интерес к рассматриваемым актуальным проблемам, стоящим перед современным профессиональным образованием в контексте стратегии личностного и профессионального роста молодого педагога.  

14 октября 2024 года состоялось очередное занятие в рамках «Школы молодого педагога», на котором преподаватели изучали документацию в работе преподавателя колледжа. По итогам занятия преподаватели получили обратную связь и ответы на интересующие вопросы.  В качестве домашнего задания было предложено собрать документы, на основании которых строится рабочая программа, так как это вызывает большое затруднение у начинающих педагогов.

30 сентября 2024 года в рамках цикла мероприятий «Школы молодого педагога» прошло занятие на тему «Теоретические основы профессиональной компетентности педагога».  Традиционно была проведена диагностика профессиональных дефицитов молодых педагогов, выявлены профессиональные ожидания и потенциал педагогической деятельности. Преподаватели познакомились с историей колледжа, обсудили корпоративную этику, а также в творческих группах составили портрет современного педагога с учетом всех видов ключевых компетентностей.

В рамках реализации плана работы областного методического объединения педагогических работников «Клуб молодого педагога» 26 сентября 2024 года центр развития профессионального образования провел семинар-практикум «Способы формирования положительной мотивации студентов», в котором приняли участие наш наставник-тьютор Любимова Н.С. и молодые педагоги Паншина А.А. и Ахмедова Я.Б. В начале мероприятия эксперты представили основные концепции мотивации, которые являются актуальными в образовательном процессе. Это дало участникам ясное понимание ключевых аспектов, которые необходимо учитывать для повышения мотивации обучающихся. Участники активно занимались решением методических кейсов, что позволило не только поделиться личным опытом, но и обсудить актуальные вопросы, касающиеся мотивации студентов.

10 и 13 июня прошли мероприятия в рамках реализации модели наставничества. Молодые педагоги Комкова Евгения Максимовна и Запруднов Илья Алексеевич в команде со своими наставниками Маянцевой Юлией Владимировной и Шестеркиной Еленой Сергеевной подготовили и провели открытые занятия для обучающихся специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование».

Открытые уроки были направлены на создание условий для продуктивного взаимодействия наставнических пар, повышение профессиональной компетентности молодых педагогов, а также распространение эффективных педагогических практик.

04 июня 2024 года в рамках цикла мероприятий «Школы молодого педагога» с целью трансляции педагогического опыта по современным педагогическим технологиям был проведён открытый урок у преподавателя высшей категории, лауреата регионального конкурса «Мастер года» 2023 г. Халезовой Елены Тимофеевны. В своей работе Елена Тимофеевна широко использует ИКТ-технологию, технологию перевёрнутого класса; для рефлексии – технику «3 – 2 – 1»; при оценивании – балльно-рейтинговую систему. Молодые педагоги Домоседов В.И., Крылова В.И., Малюгин Д.А., Реброва О.С. и Сукачева К.О. отметили, что в настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать её самостоятельно (презентации, кейсы, кластеры, ребусы, рабочие листы и т.п.). Широкое использование современных технологий открывает для педагога новые возможности в преподавании, облегчает его работу, повышает эффективность обучения, делая процесс обучения более гибким, позволяет улучшить качество преподавания. А балльно-рейтинговая система как инновационное средство, в свою очередь, позволяет преодолеть многие недостатки традиционной системы оценивания и дифференцировано оценить успехи каждого обучающегося, т.к. объектом оценивания в ней являются формируемые компетенции (результаты обучения), что приводит к возникновению связи между преподаванием, оцениванием и результатами обучения.

23 мая 2024 года в рамках цикла мероприятий «Школы молодого педагога» проводилось открытое занятие у преподавателя высшей категории Никитиной Ольги Александровны с целью трансляции педагогического опыта по современным педагогическим технологиям. Молодые педагоги Комкова Е.М., Копытина А.Н., Паншина А.А., Ахмедова Я.Б. и Реброва О.С. познакомились с технологией РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Начинающие педагоги отметили эффективность данной технологии, поскольку она позволяет обучающимся мыслить критически, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, развивает индивидуальность и повышает качество знаний. По окончании занятия Ольга Александровна прокомментировала используемые приёмы и ответила на вопросы молодых педагогов.

16 мая 2024 года в рамках цикла мероприятий «Школы молодого педагога» проводилось занятие на тему «Методические разработки преподавателя СПО». Молодые педагоги ознакомились с направлениями методической работы преподавателя колледжа. Более детально были рассмотрены такие виды научно-методического направления, как методические разработки, методические рекомендации и методическое пособие. Начинающим педагогам был предложен алгоритм написания данных методических продуктов.

13 мая 2024 года в рамках цикла мероприятий «Школы молодого педагога» началась серия открытых уроков у преподавателей высшей категории с целью трансляции педагогического опыта по современным педагогическим технологиям. Молодые педагоги Домоседов В.И., Комкова Е.М., Копытина А.Н., Крылова В.И. и Сукачева К.О. посетили открытый урок Кулдавлетовой Любови Борисовны, познакомились с игровой педагогической технологией, которая эффективно дополняет традиционные формы и методы обучения. Игровая стратегия одна из самых сложных и самых творческих образовательных технологий, а потому и самых увлекательных в плане применения и усвоения материала. По окончании занятия Любовь Борисовна ответила на вопросы молодых педагогов.

15 апреля 2024 года в рамках цикла мероприятий «Школы молодого педагога» проводилось занятие на тему «Контроль успеваемости обучающихся». Сопровождение по данной теме осуществляет методист Любимова Наталья Сергеевна. Молодые педагоги изучили контроль и оценку с точки зрения инструментов диагностики процесса обучения, функции контроля и оценки, процесс контроля, виды и типы контроля, требования к контролю (принципы), формы и методы контроля, познакомились с понятием «рефлексия», рассмотрели её практические приёмы. Выполнив индивидуальное задание, молодые педагоги закрепили полученные знания.

21 марта 2024 года в рамках работы областного методического объединения педагогических работников «Клуб молодого педагога» центр развития профессионального образования провёл семинар «Конфликтное поведение обучающихся. Стратегии и тактики эффективного поведения педагога», участниками которого стали наши преподаватели Реброва О.С., Комкова Е.М., Сорокина Л.С., Малюгин Д.А., социальный педагог Бохенкова М.В., а также наставники-тьютеры Любимова Н.С. и Смирнова А.В.  Мероприятие проходило в очном формате на базе ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования». На обсуждение были представлены вопросы: психология конфликтного поведения; теоретические основы конфликтологии; причины конфликтного поведения обучающихся.  Приглашённые специалисты провели полезный практикум для участников семинара, разобрав множество примеров и предоставив варианты решения каждой ситуации.

18 марта 2024 года в рамках цикла мероприятий «Школа Молодого Педагога» проводилось занятие на тему «Профилактика образовательной неуспешности обучающихся». Молодые педагоги Домоседов В.И. и Комкова Е.М., прошедшие повышение квалификации в ГАУ ДПО ЯО ИРО, поделились опытом, предоставив свои материалы о главных причинах неуспеваемости студентов на основе проведённой диагностики. В помощь начинающим преподавателям были предложены примеры учебных занятий с использованием упражнений для профилактики образовательной неуспешности обучающихся.

15 февраля 2024 г. на базе ГАУ ДПО ЯО ИРО наши наставники-тьютеры Смирнова А.В. и Любимова Н.С. приняли участие в работе профессиональной нетворкинг-сессии «Наставник 76.РФ» по теме «Реализация кураторской методики в деятельности наставника».   В рамках дискуссии обсуждались принципы работы наставника и наставляемого, их главные задачи, заповеди куратора, правила построения эффективной коммуникации, возможные трудности и пути их преодоления. В конце сессии каждый участник получил комплект полезных материалов по наставничеству.

12 февраля 2024 г. в рамках цикла мероприятий «Школа Молодого Педагога» состоялось занятие по теме «Организация учебно-воспитательного процесса». Наставник-тьютор Лапина А.О. рассказала начинающим педагогам о формах работы с родителями, а также о современных подходах к воспитанию молодёжи. Анкетирование показало, что большинство молодых преподавателей на слабом или среднем уровне владеют современными технологиями в воспитании, социализации и духовно-нравственном развитии подрастающего поколения. Педагоги ознакомились с организацией внеурочной воспитательной работы в группе (задачи, содержание, формы и методы организации деятельности студентов), изучили действующие секции и кружки. Рассмотрели этапы планирования воспитательной работы классного руководителя и особенности отчётной документации. Для закрепления своих знаний наставляемые получили творческое домашнее задание.

26 октября 2023 г. в рамках цикла мероприятий «Школа Молодого Педагога» наставник-тьютор Крутий-Филиппова Е.А. провела для начинающих педагогов занятие по теме «Психологические основы адаптации начинающего преподавателя в системе СПО». Во время беседы с наставником молодые преподаватели обсудили возможные проблемы как в профессиональной деятельности, так и в межличностных отношениях. Выполнив творческое задание в группах, наставляемые определили стили педагогического общения, выделили плюсы и минусы каждого из них и получили рекомендации по своему типу поведения.  По оставшимся дефицитам с педагогами были проведены индивидуальные консультации с педагогом-психологом.

ИНФОРМАЦИЯ О КУРАТОРЕ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА

Функции по организации и контролю наставнической деятельности в ГПОАУ ЯО «Ярославский промышленно-экономический колледж им. Н.П. Пастухова» осуществляют:

Куратор формы «педагог – педагог» — Кузнецова Наталья Вячеславовна, руководитель методического отдела; телефон 8 (4852) 44-33-51, e-mail: metod@ypec.ru