Благодаря национальному проекту «Образование» к 2024 году не менее 70% обучающихся и педагогических работников образовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.

Согласно Приказу департамента образования Ярославской области от 29.07.2022 года №33-нп утверждено Положение о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций Ярославской области.

В основе деятельности наставника лежит восполнение того или иного образовательного дефицита наставляемого. 

  • Наставник оказывает педагогическую поддержку в преодолении тех или иных внешних барьеров, которые самостоятельно человек не способен преодолеть. Неготовность наставляемого самостоятельно преодолеть этот барьер названа «образовательным дефицитом». Общим признаком всех типов образовательных дефицитов является недостаток самостоятельности наставляемого.
  • В качестве внешнего барьера может выступать дефицит ресурсов для реализации собственных инициатив, отсутствие организационных или иных механизмов.
  • Когда внутренний образовательный дефицит будет восполнен, сопровождаемый будет самостоятельно преодолевать внешние препятствия. Соответственно конечным результатом деятельности наставника является обретение сопровождаемым способности к самостоятельным действиям, решению проблем, преодолению барьеров, самоуправлению процессами собственного развития, образования, адаптации, карьерного роста и т.д.

Таким образом, сущность деятельности наставника в нашем колледже включает педагогическую поддержку и устранение внутренних образовательных дефицитов сопровождаемых, т.е. создание условий для формирования у них готовности самостоятельно разрешать тот или иной тип социальных, образовательных или профессиональных проблем.

Более подробная информация доступна в программе внедрения наставничества ГПОАУ ЯО «Ярославского промышленно-экономического колледжа им. Н. П. Пастухова» и в презентации «Внедрение программы наставничества».

Нормативно-правовое информационно-методическое обеспечение внедрения системы наставничества

1. Методология.

Концепция развития наставничества в Российской Федерации (одобрена Решением президиума ФГБУ Российская академия образования от 29.06.2023)

2. Федеральный уровень:

Распоряжение Минпросвещения России от 25 декабря 2019 г. Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»

3. Региональный уровень:

Приказ департамента образования Ярославской области от 29.07.2022 № 33-нп «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области»

4. Локальный уровень:

Положение о системе наставничества педагогических работников ГПОАУ ЯО «Ярославский промышленно-экономический колледж им. Н.П. Пастухова»

Персонализированные программы наставничества

Кадровые педагогические ресурсы

Приказ о назначении наставника на период 2023-2024 учебный год

Приказ о назначении выплат наставникам на период 2023-2024 учебный год

Реестр наставников ГПОАУ ЯО ЯПЭК им. Н.П. Пастухова

Методические материалы

Реализация программы наставничества 2022-2023уч.г

Схема целевой модели этапов реализации программы наставничества

Наставничество в России от истоков к современности. Монография

Ссылки на полезные ресурсы:

1. Ресурсный центр наставничества «Орбита»

2. Академия наставников

3. Ладилова Н.А., Мишина И.А. Наставничество в России: от истоков к современности. – М.: ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», 2023. – 223 с. – ISBN 978-5-8429-1402-9

4. Наставничество педагогических работников. Зарубежный опыт наставничества

5. Клуб директоров. Тематические вебинары по наставничеству

6. Мир науки. Педагогика и психология World of Science. Pedagogy and psychology . Статья «Наставничество как механизм поддержки профессионального развития педагогов»

Новости

04 июня 2024 года в рамках цикла мероприятий «Школы молодого педагога» с целью трансляции педагогического опыта по современным педагогическим технологиям был проведён открытый урок у преподавателя высшей категории, лауреата регионального конкурса «Мастер года» 2023 г. Халезовой Елены Тимофеевны. В своей работе Елена Тимофеевна широко использует ИКТ-технологию, технологию перевёрнутого класса; для рефлексии – технику «3 – 2 – 1»; при оценивании – балльно-рейтинговую систему. Молодые педагоги Домоседов В.И., Крылова В.И., Малюгин Д.А., Реброва О.С. и Сукачева К.О. отметили, что в настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать её самостоятельно (презентации, кейсы, кластеры, ребусы, рабочие листы и т.п.). Широкое использование современных технологий открывает для педагога новые возможности в преподавании, облегчает его работу, повышает эффективность обучения, делая процесс обучения более гибким, позволяет улучшить качество преподавания. А балльно-рейтинговая система как инновационное средство, в свою очередь, позволяет преодолеть многие недостатки традиционной системы оценивания и дифференцировано оценить успехи каждого обучающегося, т.к. объектом оценивания в ней являются формируемые компетенции (результаты обучения), что приводит к возникновению связи между преподаванием, оцениванием и результатами обучения.

23 мая 2024 года в рамках цикла мероприятий «Школы молодого педагога» проводилось открытое занятие у преподавателя высшей категории Никитиной Ольги Александровны с целью трансляции педагогического опыта по современным педагогическим технологиям. Молодые педагоги Комкова Е.М., Копытина А.Н., Паншина А.А., Ахмедова Я.Б. и Реброва О.С. познакомились с технологией РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Начинающие педагоги отметили эффективность данной технологии, поскольку она позволяет обучающимся мыслить критически, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, развивает индивидуальность и повышает качество знаний. По окончании занятия Ольга Александровна прокомментировала используемые приёмы и ответила на вопросы молодых педагогов.

16 мая 2024 года в рамках цикла мероприятий «Школы молодого педагога» проводилось занятие на тему «Методические разработки преподавателя СПО». Молодые педагоги ознакомились с направлениями методической работы преподавателя колледжа. Более детально были рассмотрены такие виды научно-методического направления, как методические разработки, методические рекомендации и методическое пособие. Начинающим педагогам был предложен алгоритм написания данных методических продуктов.

13 мая 2024 года в рамках цикла мероприятий «Школы молодого педагога» началась серия открытых уроков у преподавателей высшей категории с целью трансляции педагогического опыта по современным педагогическим технологиям. Молодые педагоги Домоседов В.И., Комкова Е.М., Копытина А.Н., Крылова В.И. и Сукачева К.О. посетили открытый урок Кулдавлетовой Любови Борисовны, познакомились с игровой педагогической технологией, которая эффективно дополняет традиционные формы и методы обучения. Игровая стратегия одна из самых сложных и самых творческих образовательных технологий, а потому и самых увлекательных в плане применения и усвоения материала. По окончании занятия Любовь Борисовна ответила на вопросы молодых педагогов.

15 апреля 2024 года в рамках цикла мероприятий «Школы молодого педагога» проводилось занятие на тему «Контроль успеваемости обучающихся». Сопровождение по данной теме осуществляет методист Любимова Наталья Сергеевна. Молодые педагоги изучили контроль и оценку с точки зрения инструментов диагностики процесса обучения, функции контроля и оценки, процесс контроля, виды и типы контроля, требования к контролю (принципы), формы и методы контроля, познакомились с понятием «рефлексия», рассмотрели её практические приёмы. Выполнив индивидуальное задание, молодые педагоги закрепили полученные знания.

21 марта 2024 года в рамках работы областного методического объединения педагогических работников «Клуб молодого педагога» центр развития профессионального образования провёл семинар «Конфликтное поведение обучающихся. Стратегии и тактики эффективного поведения педагога», участниками которого стали наши преподаватели Реброва О.С., Комкова Е.М., Сорокина Л.С., Малюгин Д.А., социальный педагог Бохенкова М.В., а также наставники-тьютеры Любимова Н.С. и Смирнова А.В.  Мероприятие проходило в очном формате на базе ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования». На обсуждение были представлены вопросы: психология конфликтного поведения; теоретические основы конфликтологии; причины конфликтного поведения обучающихся.  Приглашённые специалисты провели полезный практикум для участников семинара, разобрав множество примеров и предоставив варианты решения каждой ситуации.

18 марта 2024 года в рамках цикла мероприятий «Школа Молодого Педагога» проводилось занятие на тему «Профилактика образовательной неуспешности обучающихся». Молодые педагоги Домоседов В.И. и Комкова Е.М., прошедшие повышение квалификации в ГАУ ДПО ЯО ИРО, поделились опытом, предоставив свои материалы о главных причинах неуспеваемости студентов на основе проведённой диагностики. В помощь начинающим преподавателям были предложены примеры учебных занятий с использованием упражнений для профилактики образовательной неуспешности обучающихся.

15 февраля 2024 г. на базе ГАУ ДПО ЯО ИРО наши наставники-тьютеры Смирнова А.В. и Любимова Н.С. приняли участие в работе профессиональной нетворкинг-сессии «Наставник 76.РФ» по теме «Реализация кураторской методики в деятельности наставника».   В рамках дискуссии обсуждались принципы работы наставника и наставляемого, их главные задачи, заповеди куратора, правила построения эффективной коммуникации, возможные трудности и пути их преодоления. В конце сессии каждый участник получил комплект полезных материалов по наставничеству.

12 февраля 2024 г. в рамках цикла мероприятий «Школа Молодого Педагога» состоялось занятие по теме «Организация учебно-воспитательного процесса». Наставник-тьютор Лапина А.О. рассказала начинающим педагогам о формах работы с родителями, а также о современных подходах к воспитанию молодёжи. Анкетирование показало, что большинство молодых преподавателей на слабом или среднем уровне владеют современными технологиями в воспитании, социализации и духовно-нравственном развитии подрастающего поколения. Педагоги ознакомились с организацией внеурочной воспитательной работы в группе (задачи, содержание, формы и методы организации деятельности студентов), изучили действующие секции и кружки. Рассмотрели этапы планирования воспитательной работы классного руководителя и особенности отчётной документации. Для закрепления своих знаний наставляемые получили творческое домашнее задание.

26 октября 2023 г. в рамках цикла мероприятий «Школа Молодого Педагога» наставник-тьютор Крутий-Филиппова Е.А. провела для начинающих педагогов занятие по теме «Психологические основы адаптации начинающего преподавателя в системе СПО». Во время беседы с наставником молодые преподаватели обсудили возможные проблемы как в профессиональной деятельности, так и в межличностных отношениях. Выполнив творческое задание в группах, наставляемые определили стили педагогического общения, выделили плюсы и минусы каждого из них и получили рекомендации по своему типу поведения.  По оставшимся дефицитам с педагогами были проведены индивидуальные консультации с педагогом-психологом.

ИНФОРМАЦИЯ О КУРАТОРЕ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА

Функции по организации и контролю наставнической деятельности в ГПОАУ ЯО «Ярославский промышленно-экономический колледж им. Н.П. Пастухова» осуществляют:

Куратор формы «педагог – педагог» — Кузнецова Наталья Вячеславовна, руководитель методического отдела; телефон 8 (4852) 44-33-51, e-mail: metod@ypec.ru

Куратор форм «обучающийся – работодатель», «педагог – молодой специалист (выпускник)» — Пономарев Евгений Александрович, заместитель директора по учебно-производственной работе; телефон 8(4852) 44-26-70, e-mail: ponomarev@ypec.ru