В целях взаимовыгодного сотрудничества между властью, бизнесом, учебными и научными организациями, общественностью в Ярославской области сформированы образовательно-производственные кластеры. Наиболее продвинутый из них – фармацевтический кластер, в который входит ГПОАУ ЯО «Ярославский промышленно-экономический колледж им. Н.П. Пастухова».
Колледж обладает определенным потенциалом, который позволил ему в 2014 году принять участие в системном проекте «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Это квалифицированный педагогический коллектив, постоянно обновляющаяся материально-техническая база, а также уже имеющийся опыт в сфере сотрудничества с предприятиями г. Ярославля по целевой подготовке выпускников под конкретное предприятие, конкретное рабочее место.
Организация – партнер колледжа в данном проекте группа компаний АО «Р-Фарм».
Реализация Соглашения о дуальном обучении выпускников колледжа с группой компаний АО «Р-Фарм» является логичным продолжением пилотного проекта. Проект рассчитан на 2 учебных года. В соответствии с согласованными с партнерами направлениями проекта было создано нормативно-методическое сопровождение: соглашение, дорожная карта по реализации проекта, дополнительная профессиональная программа «Основы химического синтеза», положение о наставничестве, со студентами заключены договоры на участие в проекте.
Процесс формирования группы дуального обучения подвергается изменениям, связано это с изменением кадровой потребности работодателя. Так в 2022 году была сформирована группа из 28 человек, но увеличился перечень специальностей, востребованных на предприятии. В настоящее время в группу входят студенты специальностей «Биохимическое производство», «Технология аналитическоего контроля качества химических соединений», «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования» (по отраслям), «Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств» (по отраслям), Компьютерные системы и комплексы.
Опыт реализации проекта проходит ежегодный анализ на предмет выявления сильных и слабых сторон, угроз и возможностей для развития. За годы реализации проекта сложилась система наставничества «студент-наставник предприятия – преподаватель колледжа», которая позволяет минимизировать риски в процессе реализации проекта: низкая мотивация студентов к обучению, сложности профессиональной и социальной адаптации, сложности в изучении стандартов GMPи др.
Для оперативного и качественного решения вопросов реализации проекта регулярно проводятся методические встречи с представителями работодателей, все решения оформляются протоколами заседаний и являются основанием для внесения изменений в реализации проекта или решением возникающих проблем. Ключевыми участниками методических встреч являются наставники от предприятий.
Для освоения дополнительных квалификаций обучающихся, необходимых для трудоустройства на предприятие, разработана совместно с представителями работодателей дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Основы химического синтеза», реализацией программы занимается колледж совместно с наставниками от предприятия. Одним из наставников являлся выпускник колледжа, участник Пилотного проекта дуального обучения. Его участие в проведении дополнительных занятий позволило создать условия для мотивации студентов к дальнейшему трудоустройству на предприятие, продолжению обучения по выбранной специальности в высших учебных заведениях.
Получение студентами дополнительных общих и профессиональных компетенций, востребованных работодателями, обеспечивает не только образовательная организация. Большую помощь оказывает партнер проекта, обеспечивая участие наших студентов и преподавателей в различных профильных мероприятиях регионального, национального и международного уровней.
Организационное и профессиональное сопровождение студентов в подобных мероприятиях осуществляет команда преподавателей колледжа и наставников предприятия.
Традиционной является поддержка наших партнеров в подготовке и проведении региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» (WSR) по компетенции «Лабораторный химический анализ».
Всем участникам проекта предоставляются места прохождения практик в структурных подразделениях производственных площадок АО «Р-Фарм», с базами практик заключены договоры.
В период прохождения производственных практик (по профилю специальности и преддипломной) организована работа студентов с наставниками как на базе колледжа, так и на производственных площадках предприятия для квалифицированной помощи в формировании отчетов о практике и для подготовки к их защите.
Новым витком развития проекта является организация стажировок студентов на рабочих местах. Принципиальное отличие стажировки от прохождения производственной практики – оплата работы стажера.
К потенциальным стажерам предъявляются более жесткие требования, они проходят индивидуальное собеседование, выполняют практические кейсы, составленные наставниками от предприятия. За каждой тройкой стажеров закреплены наставники, координирующие их работу, проводящие инструктаж на рабочих местах, осуществляющие помощь в социальной адаптации молодых сотрудников на предприятии. Наиболее мотивированные студенты получают предложение о трудоустройстве на предприятии.
Помощь наставника становится неоценимой в период выполнения выпускной квалификационной работы. Именно наставники помогают правильно сформулировать тему проекта, познать особенности работы оборудования, ведения технологического процесса, правила техники безопасности на рабочих местах, соблюсти условия коммерческой тайны предприятия.
Независимая оценка уровня освоения обучающимися общих и профессиональных компетенций осуществляется представителями работодателей, которые являются председателями экзаменационных комиссий экзаменов квалификационных, как правило в состав государственной аттестационной комиссии входят наставники предприятия.
В 2021 году выпустились 20 квалифицированных специалистов среднего звена с выдачей дипломов об образовании и квалификации по специальностям «Аналитический контроль качества химических соединений» и «Биохимическое производство», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»
Наряду с основным документом, выпускники документ установленного образца о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Основы химического синтеза».
Успешная реализация трех проектов дуального обучения дает преимущества не только колледжу в части повышения инвестиционной привлекательности, качества подготовки специалистов, совершенствования механизмов взаимодействия с ключевыми партнерами, но и способствует развитию кадрового потенциала фармацевтической отрасли, в том числе позволяет перейти на перспективное долгосрочное планирование подготовки кадрового резерва предприятия-партнера.
- Заявка на присвоение статуса федеральной инновационной площадки государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования Ярославской области Ярославскому промышленно-экономическому колледжу
- Приказ о федеральных инновационных площадках
- Договор с обучающимся
- Положение о порядке организации и проведении дуального образования
- Постановление о создании ГПОАУ ЯО Ярославского промышленно-экономического колледжа
- Приказ об утверждении устава в новой редакции
- Внедрение компетенции «Лабораторный химический анализ» в национальный чемпионат по стандартам WSR
- Отчет о командировке в Германию
- Соглашение о совместной подготовкеспециалистов на основе дуального обучения в АО «Р-ФРАМ» и ГПОАУ ЯО «ЯПЭК им. Н.П. Пастухова»
- Соглашение о взаимодействии АО «Р-ФРАМ» и ДО ЯО
- Приказ и положение об управляющем совете